АНО «Чистые водоёмы» создана, чтобы вести системную работу по восстановлению, очистке и защите водных ресурсов нашей страны от варварской эксплуатации. Конечной целью нашей организации является приведение всех водоёмов на территории РФ в их первоначальный вид. Вместе с тем мы понимаем насколько это трудная (слово «невозможная» в данном контексте просто не уместно) задача. Однако, если благодаря нашей деятельности удастся привести в порядок хотя бы один маленький водоём, то можно будет считать, что мы не зря заварили всю эту кашу.


Мусор или вторсырьё? Сделаем выбор

Самара

Отчёт о работе дискуссионной площадки по созданию эффективной системы обращения с отходами 21.11.2020 года

Отчёт о работе дискуссионной площадки по созданию эффективной системы обращения с отходами 21.11.2020 года

Оставить заявку

Отправить заявку



21 ноября 2020 года в рамках работы II Регионального Форума Практиков «Локальные решения. Самарский регион» прошла работа дискуссионной площадки, посвящённой созданию эффективной системы обращения с отходами. Это отчётное мероприятие АНО «Чистые водоёмы» в рамках социального проекта «Мусор или вторичное сырьё? Сделаем выбор», поддержанного Фондом президентских грантов. Несмотря на то, что сам Проект посвящён внедрению раздельно накопления отходов в повседневную жизнь общества, для обсуждения в рамках Форума мы взяли тему шире.

              Поскольку Форум проходит в условиях пандемии, очно участвовали в дискуссии только спикеры, всем остальным потенциальным участникам дискуссии была предоставлена возможность задать свои вопросы в комментариях, либо в личных обращениях. Мы (спикеры и участники дискуссионной площадки) будем рады на них ответить.

Видеозапись работы площадки: 

Модератор площадки:

Стукалов Денис Николаевич – директор АНО «Чистые водоёмы», заместитель председателя Общественного совета при Министерстве Энергетики и ЖКХ Самарской области, со-организатор Форума.

Спикеры и участники дискуссии:

Луценко Екатерина Григорьевна, руководитель экологического управления регионального оператора по обращения с ТКО в Самарской области ООО «ЭкоСтройРесурс»;

Нургалиев Рашид Рашидович, председатель Российского Экологического Движения, руководитель компании «Экоструктура»;

Ржевская Наталья Михайловна, заместитель министра энергетики и ЖКХ Самарской области, руководитель департамента по обращению с отходами.

Волков Денис Александрович, генеральный директор ООО «ЭкоВоз», депутат Самарской Губернской Думы, координатор проекта «Чистая страна» по Самарской области;

Гудзима Екатерина Владимировна, сопредседатель регионального отделения ОНФ по Самарской области, председатель ТСЖ «Старозагорский»;

Орлов Дмитрий Александрович, Генеральный директор переработчика опасных отходов ООО «Северный альянс»

Рябцов Вячеслав Алексеевич, директор регионального отделения Самарской области Общероссийской организации «Городские реновации»

Денисов Александр Евгеньевич, член Общественного совета при Министерстве энергетики и ЖКХ Самарской области.

Филатова Анастасия Алексеевна, Заместитель директора регионального отделения Самарской области Всероссийской общественной экологической организации «Делай»

Игнатьева Елена Анатольевна, Заместитель директора ГБУ СО «Региональное агентство энергоэффективных и информационных технологий».

Рыбина Алина Викторовна, член экспертного совета Российского экологического движения.

Куранда Ольга Евгеньевна, Генеральный директор ПАТЭР «Мастер-План», со-организатор Форума

Создание эффективной системы обращения с отходами важнейшая составляющая Национального проекта «Экология». 11 октября этого года был опубликован отчёт СП РФ «Анализ выполнения мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность Российской Федерации, в части ликвидации объектов накопленного вреда и формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами» https://ach.gov.ru/checks/moshchnosti-musornykh-poligonov, где отмечено, что ни один регион не справился в полной мере с поставленными задачами. И хотя Самарская область попала в часть списка наименее проблемных регионов. Однако это не повод почивать на лаврах, а скорее наоборот приложить больше усилий для достижения национальных целей в части создания системы обращения с отходами.

1. Одним из главных направлений работы является устранение несанкционированных свалок. Несмотря на наличие довольно строгих нормативов, мер законодательного регулирования и подзаконных актов, внимания к этому вопросу общественности и работы регионального оператора далеко не всегда нам даже совместными усилиями удаётся справиться с работой в этом направлении. Вероятно, это связано с какими-то системными проблемами. С докладом на тему: «Нормативное регулирование и практика работы по выявлению и устранению несанкционированных свалок, опыт работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс»» выступила Екатерина Луценко – руководитель экологического управления.

Региональный оператор ведёт активную работу по выявлению и устранению несанкционированных свалок. По каждому выявленному объекту заводится «личное» дело, которое отражает весь комплекс мер по его устранению. Основным нормативным документом, регламентирующим деятельность регионального оператора по устранению несанкционированных свалок, является Постановление Правительства РФ №1156 от 12.11.2016 года п. 16-18. Однако, как следует из доклада представителя РО, сложности с применением возникают буквально на каждом шагу. В первую очередь необходимо установить собственника земельного участка, на котором выявлена незаконная свалка. Особенные проблемы возникают, когда собственниками являются физические лица. Сведения, содержащиеся в данных кадастрового учёта часто не полные или вовсе не достоверны, поэтому РО сталкивается с невозможностью уведомить собственника земельного участка.

Все собравшиеся обратили внимание, что к решению данного вопроса необходимо активнее привлекать правоохранительные органы. Предложения о выстраивании совместной работы по поиску и привлечению к ответственности и устранению несанкционированных свалок собственников земельных участков было решено по итогам Форума направить руководству правоохранительных органов Самарской области.

Представитель РО отметила, что отдельные несанкционированные свалки после их устранения вновь появляются в том же месте, либо слегка меняют географию. Каждый такой случай требует особого внимания правоохранительных органов, т.к. может указывать на сговор владельцев земельного участка, местных властей и местных органов охраны порядка.

Ещё одной важнейшей проблемой в работе по устранению несанкционированных свалок является смешенный характер отходов. Оценка морфологического состава указывает на то, что на отдельных объектах (таких около 50%) доля строительных отходов в общем объёме может колебаться от 10 до 70%. Это происходит из-за того, что строительные отходы пока не попали под контроль регионального оператора. В результате недобросовестные застройщики в погоне за экономией средств пользуются услугами «серых» перевозчиков. Для решения данной проблему участники площадки предложили сформулировать рекомендации к Министерству строительства Самарской области по ужесточению контроля за деятельностью застройщиков в части образования и утилизации строительных отходов, так же с привлечением к данной работе правоохранительных органов и органов строительного контроля.

Заместитель министра, руководитель департамента по обращению с ТКО Ржевская Наталья Михайловна отметила, что объём средств необходимый для устранения всех несанкционированных свалок в Самарской области, просто огромен. При этом основная нагрузка ложится на бюджеты муниципальных образований, которым просто физически негде взять такие суммы. Областное правительство в лице Министерства энергетики и ЖКХ стремится оказывать муниципалитетам финансовую помощь в виде целевых бюджетных дотаций, но и областному бюджету не под силу выделить необходимый объём финансирования. Все собравшиеся сошлись на необходимостьи усилить работу по привлечению федерального финансирования в рамках Федерального проекта «Чистая страна».

2. По результатам заседания Госсовета от 28 сентября 2020 года в п.6 х) поставлена задача: «рассмотреть в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» вопросы реализации мероприятий по переходу на обязательный раздельный сбор твердых коммунальных отходов в городах с численностью населения более 100 тыс. человек» исполнение 01.12.20 отв. Премьер Министр. В рамках реализации социального проекта «Мусор или вторичное сырьё? Сделаем выбор», поддержанного Фондом президентских грантов, мы опросили лично более 3000 человек в разных городах области. Большинство граждан готовы осуществлять раздельное накопление отходов при наличии необходимой инфраструктуры, и ещё больше – при наличии гибких тарифов. Здесь существуют разные подходы и различные практики. В качестве докладчика по данному вопросу выступил член ОС при МЖКХ Денисова Александра Евгеньевича.

Презентация доклада строилась на описании опыта по внедрению раздельного накопления отходов в Республике Татарстан. РСО здесь в первую очередь был внедрён в подведомственных учреждениях: школах, детских садах, административных зданиях и т.д. В республике ведётся активная работа с сетевыми компаниями как на предмет разделения их собственного потока отходов, так и на предмет создания специализированных пунктов приёма вторичного сырья. Так же контейнеры для РСО установлены в пунктах общественного питания, на общественных пространствах (в парках, скверах и т.д.). Участники дискуссии поддержали необходимость изучить и внедрить опыт Республики Татарстан на территории Самарской области.

В ходе дискуссии отдельно была отмечена необходимость выделения пищевых отходов в отдельный поток. Согласно разработанной в Самарской области территориальной схеме обращения с отходами в городах доля пищевых отходов может достигать 45%, в среднем по области она составляет 28%. Попадая в общую массу данный вид отходов затрудняет выделение полезных компонентов и приводит к сокращению доли извлекаемого вторичного сырья и росту объёмов захоронения отходов. Однако будучи выделенными в отдельный поток пищевые отходы легко утилизируются, более того, это можно делать коммерчески выгодным способом. После некоторого сопротивления со стороны представителей Министерства и регионального оператора решение о включении необходимости изучить и внедрить в Самарской области технологии выделения пищевых отходов в отдельный поток с их последующей утилизацией в резолюцию Форума всё же было принято.

3. Сопредседатель Регионального отделения ОНФ по Самарской области Гудзима Екатерина Владимировна обратила внимание собравшихся, что несмотря на резкое повышение тарифов на вывоз ТКО для граждан и организаций создание системы обращения с отходами по-прежнему идет слишком медленно. Данное обстоятельство вызывает недовольство как со стороны граждан, так и со стороны центральной власти. Ввиду отсутствия представителя Департамента тарифного регулирования участники решили не обсуждать размер тарифа. Однако по инициативе представителя Министерства энергетики и ЖКХ собравшиеся обратили внимание на принципы распределения средств поступающих в бюджет от утилизационного сбора. Сегодня все средства зачисляются в федеральный бюджет. Предложение внести поправки в соответствующие нормативные акты, чтобы часть средств утилизационного сбора оставалась на территории и направлялась на реализацию задач НП «Экология» было поддержано единогласно. В части работы с тарифом было отмечено, что независимо от размера его необходимо разделить на операционную и инвестиционную составляющие. При этом достижение прозрачности использования инвестиционной составляющей было предложено обеспечить путём её зачисления на специализированные эскроу счета. Эта мера гарантирует направление средств на заявленные цели. Было принято решение включить в резолюцию Форума соответствующие рекомендации.

Отдельной частью работы по реализации задачи сокращения образования отходов собравшиеся признали создание производственных регламентов, запрещающих использование неперерабатываемой упаковки. Эта мера законодательного регулирования, которую реализовать крайне сложно из-за сопротивления промышленности. Однако никто не мешает уже сейчас вести активную работу с торговыми сетями и потребителями, чтобы они делали осознанный выбор в пользу товаров в маркированной и перерабатываемой упаковке. Данный тезис так же было принято решение включить в резолюцию Форума.

4. Проблема образования опасных отходов в домохозяйствах пока остаётся в стороне от работы по созданию эффективной системы обращения с отходами. К этой категории относится довольно широкий перечень от батареек и ртутных ламп до отработанной бытовой техники. Весь этот перечень запрещён к захоронению вместе с бытовым мусором уже сейчас. Однако начало реализации комплексных мер по его выделению и утилизации намечено лишь на 2022 год. Ответственным назначена госкорпорация Росатом.

Докладчиком по данной теме выступил Орлов Дмитрий Александрович, Генеральный директор переработчика опасных отходов ООО «Северный альянс». Он отметил, что несмотря на приближение срока ввода новых правил обращения с опасными отходами, никакая подготовительная работа в этом направлении в регионе не ведётся. Нет достоверных оценок объёмов и мест образования опасных отходов, нет и полного перечня мест их захоронений на территории области. Это означает, что при вступлении в работу компании РосРАО (дочерняя структура Госкорпорации Росатом, являющаяся федеральным оператором по сбору и утилизации отходов 1 и 2 класса опасности), мы снова столкнёмся с ситуацией, которая возникла при внедрении в области института регионального оператора по обращению с ТКО. Все мы помним, что тогда работу пришлось начинать фактически с нуля. Для эффективного запуская в регионе системы по сбору и утилизации опасных отходов, а также устранению мест их несанкционированного размещения, необходимо провести существенную подготовительную работу. Участники Форума согласились с этим мнением. Предложение начать эту работу уже сегодня было поддержано всему участниками дискуссионной площадки. Соответствующие пункты будут внесены в резолюцию Форума.

Все участники дискуссионной площадки отметили важность состоявшейся встречи и актуальность поставленных на ней вопросов. Уже в ближайшее время будет подготовлена резолюция Форума и направлена для проработки и выполнения во все заинтересованные органы.

Подробный фотоотчёт: https://vk.com/album-149998508_275988861 



Поделиться:



Присоединиться к проекту

YandexGoogleVkontakteMailru

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Нас уже 112 участников



    Присоединиться к проекту

    YandexGoogleVkontakteMailru







    Отчёт о работе АНО "Чистые водоёмы" за 2023 год.


    Показ мультфильма в Школе креативных индустрий. Кинель. 01.12.2023 года.


    Показ мультфильма в МБОУ Городищенская СШ №1. Волгоград. 20.11.2023 года.


    Показ мультфильма в Детской библиотеке №30. Саратов. 17.11.2023 года.


    Показ мультфильма в воскресной школе "Вознесенского мужского монастыря". Сызрань. 17.11.2023 года.


    Показ мультфильма в МБУ ДО ДЮЦ "Пилигрим". Самара. 22.11.2023 года.


    Показ мультфильма в Доме культуры ст. Тарханы. Саратовская область. 18.11.2023 года.


    Показ мультфильма в Центре эстетического воспитания. Кинель. 16.11.2023 года.


    Показ мультфильма в МБОУ СОШ №11. Каменск-Шахтинский Ростовская область. 15.11.2023 года.


    Показ мультфильма в МБОУ Школа №175. Самара. 13.11.2023 года.


    Показ мультфильма в Техникуме железнодорожного транспорат. Ульяновск. 11.11.2023 года.


    Показ мультфильма в ДОО "Здоровое детство". Новокуйбышевск. 12.11.2023 года.


    Показ мультфильма в Самарском государственном колледже. Самара. 10.11.2023 года.


    Показ мультфильма в МБОУ СОШ 110. Ростов-на-Дону. 08.11.2023 года.


    Показ мультфильма в Университете Наяновой 7 А и 7 Б классы. Самара. 08.11.2023 года.


    Показ мультфильма в УППК. Ульяновск. 08.11.2023 года.


    Показ мультфильма в ДОЛ "Волжанка". Самара. 08.11.2023 года.


    Показ мультфильма в Экоцентре "Сборка". Москва. 01.11.2023 года.


    Однодневный экологический поход 14.10.2023 года.


    Однодневный экологический поход 01.10.2023 года.